В последние дни кто только не вспоминал слова Владимира Путина, обращённые к российским бизнесменам, – "пыль глотать замучаются деньги из оффшоров выводить"! И вот теперь российскому руководству, казалось бы, порадоваться кипрскому кризису, как-никак пророчество сбылось, а вместе с этим стала более реальной задача деоффшоризации российской экономики и возвращения капиталов на родину. В общем, не кипрский кризис, а манна небесная. Ан-нет. Попытку ввести на Кипре налог на банковские вклады резко и молниеносно осудили и президент Путин, и премьер-министр Медведев.
Более того, президент провёл экстренное совещание, на котором назвал это решение несправедливым, непрофессиональным и даже опасным (западные СМИ откуда-то проведали, что Путин на том совещании даже "стучал кулаком по столу", хорошо хоть ногами не топал). Другими словами, российская власть серьёзно озабочена кипрским кризисом. Парадокс? Да, киприоты в последний момент всё же отказались вводить единовременный налог на вклады, но решения по выходу из критической ситуации так и не найдено, а значит, проблема кардинально не решена и угроза дефолта не снята. И крупнейший в стране Bank of Cyprus просит правительство вновь вернуться к идее введения сбора со счётов.
Это значит, что вопрос, вынесенный французской Marianne в заголовок статьи Анн Дастакян (Anne Dastakian), "Кипр: почему Москва защищает своих налоговых уклонистов", остаётся актуальным и злободневным. Так что же подтолкнуло Кремль к защите сбежавших на Кипр российских капиталов, какими мотивами руководствуется Москва, и насколько сильно этот налог мог бы ударить по России? Эти и другие вопросы изучили аналитики разделов "новости Евросоюза" и "новости России" журнала инвесторов "Биржевой лидер"
Велика Россия, а отступать некуда – позади Кипр
Анн Дастакян пишет, что последние новости из Кипра вызвала настоящий ужас на самом верху российского государства. Ведь, казалось бы, речь идёт о "наворованных российских деньгах", пардон, средствах скрытых от российских налоговых органов. В таком случае тем более хотелось бы понять, в чём подлинная причина явного и нескрываемого раздражения Кремля. Предложим нашему читателю ряд объяснений этому на первый взгляд удивительному факту.
Версия 1. "Игра" руководства ЕС против России. Как известно, ЕС и МВФ сознательно исключили Россию из переговоров о финансовой помощи Кипру, более того, никто не посчитал нужным даже проконсультироваться с ней. Как сказал министр финансов Антон Силуанов, Россию не устроило то, что она узнала о санкциях в отношении вкладчиков одной из последних. Между тем на российские деньги приходится более четверти всех банковских вкладов на Кипре и почти треть иностранных инвестиций. Можно говорить о том, что фактически Россию шантажировали: спасите Кипр, иначе все ваши деньги сгорят. Спасите вместо ЕС и особенно Германии, которая явно не горит желанием вытягивать из кризиса ещё и Кипр, она до сих пор Грецию никак не откашляет. Christian Science Monitor (США) нашел виновника кризиса Кипра - это... Россия А тут такой замечательный повод – "грязные русские деньги", которые не должны спасать честные и чистые европейские налогоплательщики. Россия восприняла этот налог как антироссийский, как откровенную попытку Запада конфисковать российские деньги, и, конечно, встала в позу обиженного. Мол, на чужой каравай роток не разевай.
Версия 2. Забота о сохранности вкладов десятков тысяч россиян. Действительно, вкладчикам из России в кипрских банках принадлежат депозиты на 18,3 млрд. долларов, то есть их потери в случае введения налога могут составить около 2 млрд. долларов. Как сказал глава московского представительства немецкого банка Helaba в интервью Deutsche Welle Генрих Штайнхауэр, последствия от этого налога для российских банков не будут драматичными, основная ноша ляжет на конкретных вкладчиков. К примеру, на Кипре находятся компании (юридические лица), которые владеют крупнейшими российскими металлургическими комбинатами, понятно, владеют формально. Если верить СМИ, через них, к примеру, Владимир Потанин владеет долями в "Норникеле", Алишер Усманов – 50 процентами "Металлоинвест", Алексей Мордашов – небольшой долей "Северстали" и так далее.
Можно было бы сказать, ничего страшного в решении Кипра нет, наши олигархи на этих оффшорах заработали куда больше, пусть считают это налогом за непатриотичность. Можно было бы позлорадствовать, как это сделал губернатор Белгородской области Евгений Савченко, "Жаль маловато, надо было процентов 70 забрать и напечатать, чтобы мы узнали, кто такие русские патриоты, а кто такие русские киприоты". Но эти упрёки не совсем справедливы, ведь в том, что капиталы выводят в оффшоры, есть вина и родной экономической модели с её высокими рисками, нестабильной налоговой системой, неразвитым рынком труда, которые мешают держать деньги в российских банках. А вот на Кипре легко было продать компанию, привлечь новые инвестиции, хранить оборотные средства для текущих операций, оперативно проводить расчеты, защищаться в авторитетных судах, оптимизировать корпоративные прибыли, что в том незаконного? На Кипре от налогов прячутся ведь не одни только наши соотечественники, немецких вкладов там не меньше, чем российских денег, если не больше. Правда, сегодня в ответ на это вам не преминут сказать – теперь прочувствуйте стабильность и привлекательность банковской системы Кипра.
Версия 3. Спасение государственных денег. Дмитрий Медведев считает, что на самом деле количество серых схем, связанных с российскими деньгами на Кипре, в СМИ значительно преувеличено. Он особо подчеркнул, что на счетах в кипрских банках хранятся средства российских государственных структур, хранятся публично и законно. Именно этим он объяснил обеспокоенность Москвы кризисом в Никосии.
Версия 4. Предотвращение удара по российской экономике. Как утверждает управляющий директор общественной организации "Деловая Россия" Николай Остарков, предприниматель, который работает на экспорте-импорте, вынужден использовать оффшорные счета. Поэтому на Кипре имеют свои филиалы даже средние и мелкие российские фирмы. С этой страной плотно работают почти все крупные российские банки, пишут участники социальной сети "Одноклассники". И потому то, что сегодня происходит на Кипре, это прямая угроза нашей экономике. Налог – это пока ещё только угроза. Как считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, налог на счета – это не самое страшное. Гораздо серьёзнее для нашей экономики то, что на Кипре заморожены все финансовые операции, прекращены банковские переводы. Вот это ограничение движения капиталов по-настоящему волнует крупные предприятия, каждый день простоя несёт огромные убытки вполне законным фирмам. Как пишет Financial Times, оказались заморожены многие сделки россиян, речь идёт о миллиардах долларов. А Daily Telegraph полагает, что коллапс кипрских банков или введение валютного контроля могут сократить ВВП России на 2 процента.
События, происходящие на Кипре, затронули как фондовые, так и валютные рынки мира. С начала недели индекс ММВБ «просел» на 2,16% до 1 462,82 пункта, снижение продолжилось и во вторник, хотя и более умеренными темпами — индекс не смог сходу преодолеть 1 450 пунктов, торгуясь выше этого уровня на ожиданиях результатов голосования в парламенте Кипра, В целом же с тенденцией к снижению индекс торговался с конца января и после достижения локального максимума в 1 566 пунктов начал постепенное сползание вниз, которое и продолжается по сей ден, — пояснили в интервью "Биржевому лидеру" в аналитическом отделе брокерской компании TusarFX (входит в рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V):
Версия 5. Использовать кризис для усиления российского влияния на Кипре и во всём Средиземноморье. Так, турецкая Türkiye считает, что план ЕС по спасению Кипра был введён в действие, чтобы остановить возрастание роли России на острове, чтобы предотвратить его превращение в форпост России на юге Европы. А британская The Daily Mail поспешила просветить всех на тот счёт, что если Кипр окажется у Путина в кулаке, то Запад проиграет первую битву в новой холодной войне. Нужны доказательства? Пожалуйста. Кипрский телеканал Sigma TV на днях передал, что якобы "Газпром" обратился к властям этой страны с предложением оказать финансовую поддержку в обмен на лицензии на добычу и эксплуатацию нового огромного газового месторождения в эксклюзивной экономической зоне Кипра. А вот британская пресса уверена, что Москва желает получить военно-морскую базу на Кипре. В общем, у страха и впрямь глаза велики.
Версия 6. Избежать эффекта домино и цепной реакции. Действительно, если Кипр может ввести дополнительный налог на вклады, то почему этим не заняться и другим – таким проблемным странам как Испания, Италия или Болгария? Есть и другой риск – риск цепной реакции, когда в результате кризиса на Кипре могут пострадать российские банки. Financial Times предполагает, что в кипрских банках находятся миллиарды российских денег. Во всяком случае, в прошлом году через Кипр прошло около 120 млрд. долларов из России. И теперь многие брокеры отказываются работать с российскими или любыми другими брокерами, которые используют кипрские банки. Кипр: удастся ли проблемной стране добиться компромисса от ЕС?
Версия 7. Личный интерес Путина и его приближённых, которые, мол, тайно укрывают деньги в кипрских банках. Якобы отсюда проистекает горячее стремление власти спасти выведенные из России средства. Спасти тех, кто имеет на кипрских вкладах не сотни тысяч долларов и евро, а сотни миллионов, и кто может от введения дополнительного налога потерять десятки миллионов, если не больше. Впрочем, эта версия выглядит несерьёзно хотя бы потому, что информация о возможном налоге на вклады ходила уже давно, и самые осведомлённые уже давно перевели свои капиталы. А все грозные заявления российского руководства по поводу кипрского кризиса – это так для видимости, для порядка и для порядку.
Редколлегия отделов "новости Евросоюза" и "новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: чем можно объяснить защиту властью "налоговых уклонистов"?
• желанием защитить вклады россиян
• обидой на Евросоюз
• стремлением сохранить свою собственность.